Музыканты Берлинского филармонического оркестра перестали настраивать инструменты, и в публике воцарилась мертвая тишина; оркестранты, казалось, тоже чего-то напряженно ждали. Но как только появился дирижер и медленно направился к пульту, все оркестранты, как один, молча поднялись, выражая свое глубочайшее уважение к этому человеку, а публика разразилась оглушительными, нескончаемыми аплодисментами.

Караян (автор - П. Робинсон)

Мастер из Зальцбурга (автор - И. Бэлза): 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Предисловие
Начало пути - 1908-1945 гг.: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7
После войны: 1 | 2 | 3 | 4
Караян и оркестр «Филармония»: 1 | 2
Караян в Вене: 1 | 2
Западноберлинский филармонический: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8
Венская государственная опера: 1 | 2 | 3 | 4 | 5
Фестивали в Зальцбурге: 1 | 2 | 3 | 4
Караян в Америке: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11
Империя Караяна: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Караян и критики: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9
Влияние Караяна: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Комментарий: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13

Герберт фон Караян Книга Пола Робинсона (написана в 1975 году) посвящена жизни и творчеству одного из самых прославленных дирижеров нашего столетия - Герберта фон Караяна. Во введении к книге автор пишет, что он «попытался проследить путь Караяна от ученичества к вершинам славы и выявить самые интересные черты этого художника и человека. Кроме того, - продолжает Робинсон,- я хотел рассказать читателям правду о Караяне, чтобы читатели составили о нем собственное мнение». Известно, однако, что чем крупнее художник, тем сложнее и, как утверждал знаменитый английский искусствовед Дж. Рескин, противоречивее его личность. И, вдумываясь в жизнеописания великих мастеров, «маэстро итальянской революции» мудрый Джузеппе Верди пришел к выводу: «Отображать правду такой, какая она есть, может быть, и хорошо, но лучше создавать правду». Автор романа о Верди Франц Верфель, произведения которого Караян знал в годы своей юности, пояснял этот, казалось бы парадоксальный, тезис, подчеркивая, что «точнейший биографический материал, все факты и противоречия, толкования и анализы еще не составляют этой правды. Мы должны добыть ее из них,- да, создать ее сперва, более чистую, подлинную правду - правду мифа, сказание о человеке».

Литература о Караяне за рубежом стремительно растет - и наряду с заметками и статьями критиков, порою, увы, не доросших еще до понимания большого искусства, появляются работы, свидетельствующие о желании постичь и достойно оценить гениальное дарование этого удивительного музыканта, о котором уже в 1955 году вышел на французском языке очерк в серии «Великие исполнители», вскоре переведенный на другие языки. К числу заслуживающих внимания работ о Караяне можно отнести и публикуемую ныне книгу о нем.

Когда-нибудь, наверное, будет создана обширная монография о Караяне, в которой «более чистая, подлинная правда» окончательно вытеснит скороспелые суждения критиков. Надо полагать, что «Сказание о Караяне» будет открываться главой о Зальцбурге - большой лирической главой о городе Моцарта, о детских годах Герберта фон Караяна, прошедших там, особенно же о том времени, когда мудрым и заботливым наставником юного музыканта был поистине удивительный человек - Бернгард Паумгартнер (1887-1971), значение которого в творческой жизни Караяна пока недооценивается его биографами, в том числе, к сожалению, и автором настоящей книги.

А между тем один из крупнейших австрийских композиторов и педагогов нашего века Йозеф Маркс во время дружеской беседы в послевоенной Вене, куда только что приехал Караян, сказал о нем: «Феноменальный слух, невероятная музыкальная память - все это от природы, артистизм - от Паумгартнера, который научил его понимать Моцарта».

дальше»